Реформа ОСАГО

                                     Уважаемый читатель!

 

Для развития страховой отрасли в стране вводятся всё новые обязательные виды страхования. Одним из них в 2003 году должно было стать и ОСАГО, но вместо локомотива оно стало тормозом для отрасли. Рост цены полиса (в 2011,14,15г. г.) вопреки требованию закона, постоянно опережает рост выплат. В то же время, страховщики кричат об убыточности ОСАГО, что опровергает открытая статистика, навязывают допуслуги, саботируют закон.

 

В начале марта я направлял вам письмо с анализом обоснованности, а точнее отсутствия каких-либо законных оснований для принятия поправки о НАТУРАЛИЗАЦИИ возмещения ущерба после аварии. Нет ни катастрофической убыточности, ни опасности обрушения системы ОСАГО. Сама же поправка только усложняют ОСАГО, но не решают проблемы, не устраняют КОРЕНЬ ЗЛА - СТИМУЛ занижать выплаты, при нарушении соотношение выплат и сборов. Кроме того она нарушает права автовладельцев, и, в первую очередь, тех, кто:
1 Имеет обыкновение ремонтировать свои битые авто своими силами.
2 Ремонтирует машину только у известных мастеров, с которыми сам договаривается, платит и рекомендует другим (или наоборот).
3 Не ремонтирует авто после ДТП вообще никогда, а продаёт битую машину (она «умерла»).
4 Водит авто с незначительными повреждениями, накапливая деньги на новое.
И этот перечень можно продолжать (см. на сайте АСН).
Ещё в апреле прошлого года против лишения автовладельцев права на выбор способа возмещения ущерба выступили лидер движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, депутат Госдумы Валерий Рашкин (КПРФ), зам. главы «Главстрахконтроля» Инна Заврид и другие защитники интересов автовладельцев. А 20 февраля т. г. Президентский совет по совершенствованию законодательства жестко раскритиковал готовящийся ко второму чтению проект реформы ОСАГО («Коммерсантъ»). Как заявил полномочный представитель президента в Конституционном суде Михаил Кротов, с заменой денежной выплаты ремонтом ЦБ фактически начинает регулировать гражданско-правовые отношения, которые определяются ГК. Причем это новое регулирование противоречит принципам ГК… Недавно и глава Правительства Д. Медведев призвал думцев воздерживаться от частых и непродуманных правок законов. Возможно, он имел в виду и поправки в ОСАГО.
И, тем не менее, коли Президент поручил, процесс запущен и надо хотя бы минимизировать вред от поправки. Как ранее сообщил сопредседатель регионального штаба ОНФ в Москве, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков (Единая Россия), законодательные изменения включают в себя запрет на использование при ремонте автомобиля запчастей б/у или восстановленных комплектующих изделий. «Вне зависимости от возраста автотранспортного средства при ремонте должны быть использованы только новые запчасти и предоставлена гарантия на проведенные работы шесть месяцев, а в случае проведения кузовных и лакокрасочных работ срок гарантии увеличивается до одного года», – пояснил Лысаков. Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего. Изменено расстояние от места ДТП или населенного пункта потерпевшего до автосервиса (оно не должно превышать 50 км), разрешено обращаться в свою страховую компанию вне зависимости от количества участников ДТП. «Также установлен штраф за просрочку выполнения ремонтных работ, который теперь составляет 0,5% от общей стоимости ремонта за каждый день сверх норматива. Отменено обратное действие закона – теперь по полисам, приобретенным до вступления в силу настоящего закона, автовладелец вправе получить денежную компенсацию», – отметил Лысаков. В то же время, зам. главы фракции ЛДПР депутат Госдумы Ярослав Нилов заявил, что «текст закона намного лучше, чем был в первом чтении», но, несмотря на это фракция не поддерживает законопроект. А представитель фракции КПРФ Алексей Куринный назвал данный законопроект ярким примером лоббизма интересов страховых компаний при поддержке Банка России и призвал голосовать против принятия закона.
28 марта закон подписан Президентом и сразу был опубликован. Усечённый, с большими изъянами для страховщиков, он с одной стороны говорил о победа сил, выступавших против его принятия, в защиту прав автовладельцев. С другой стороны, «недоделанная» поправка даёт страховщикам повод к новому наступлению на права автовладельцев. Не получив прибыли страховщики сразу «завыли» о необходимости очередного повышения цены полиса ОСАГО в так называемых «проблемных» регионах. При этом они «забывают», что соотношение выплат к сборам (80%) установлено в среднем для всех регионов: в одних регионах убыток (в том числе в нашем крае), а в других прибыль (Москва и область). Они хотят вопреки Закону и везде получать прибыль.
Законопроект вводит обязательное возмещение вреда в натуре для легковых машин, принадлежащих гражданам и зарегистрированным в РФ. Получить деньги по ОСАГО можно будет только в исключительных случаях: • полной гибели автомобиля; • смерти потерпевшего; • причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате ДТП, если он выберет возмещение деньгами; • если потерпевший является инвалидом и выберет возмещение деньгами; • если стоимость ремонта машины превышает 400 тыс. р. (при оформлении ДТП по Европротоколу – 50 тыс. р.) при условии, что потерпевший не согласен доплатить СТО за ремонт; • если СТО, с которой у страховщика заключены договоры, не соответствуют правилам ОСАГО.
Срок проведения восстановительного ремонта не должен превышать 30 рабочих дней. Для реализации закона страховщики должны будут разместить на своих сайтах реестр СТО, с которыми у них заключены договоры. Также законопроект обязывает страховщика рассматривать претензии на качество ремонта и предусматривает его ответственность за некачественно сделанный ремонт. При выявлении неоднократного (два и более раза) в течение года нарушения страховой компанией обязательств по восстановительному ремонту, Банк России вправе ограничить ее право на возмещение вреда в натуре. Потерпевшие, обратившиеся в данную компанию, вновь получают право выбора между денежным и натуральным возмещением. Закон должен вступить в силу через 30 дней после опубликования (с 28 апреля) и действовать только в отношении новых договоров.
При соблюдении ДЕЙСТВУЮЩЕГО закона (ст.8), у страховщиков не будет СТИМУЛА занижать выплаты, а клиенты перестанут обращаться за помощью к юристам. Многие поправки потеряют смысл, в том числе и ремонтная поправка. А само ОСАГО, наконец, станет ЛОКОМОТИВОМ добровольного страхования. Пора в ОСАГО навести порядок, а кой-кому ударить по рукам!

Юрий Сюсин, общественный правозащитник.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Редакция «Ейская Правда»

Ответственность за достоверность публикаций
несут АВТОРЫ.
Мнение РЕДАКЦИИ невсегда совпадает с мнением АВТОРОВ.

Контакты

8 (86132) 92-8-11

7 (909) 462-98-33

vasiliy194211

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.