К 100-летию создания авиации Военно-Морского Флота

17 июля отмечается 100-летие создания авиации ВМФ России. В этот день, в 1916 году, четыре гидросамолета М‑9 с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота провели воздушный бой над морем для защиты от ударов германских самолетов русской военно‑морской базы на острове Сааремаа.

В Ейск в этот день, 7 июля, будет праздноваться 35 лет Центра боевого применения и переучивания лётного состава Военно-Морского Флота Российской Федерации.

Своё начало морская авиация берёт 100 лет назад -с 17 июля 1916 года. С этого времени авиация и космическая отрасль развивалась большими шагами. Начиналась авиация самолётами с перкалевыми крыльями и скоростью полёта 90 -100 км/час. Сегодня морская авиация летает со скоростью в 2 -3 раза превышающей скорость звука. Космонавтика начиналась от "катюш" и до полётов международной космической станции; полётами космических кораблей на луну, Марс и другие планеты.                                                                                                              

Большой вклад в развитие морской авиации и космонавтики в России внесли выпускники старейшего в Российской Федерации Авиационного училища в Ейске. Такого созвездия героев и дважды героев СССР и России лётчиков и космонавтов нет ни в каком другом лётном училище нашей Родины. Город Ейск может гордиться своими выпускниками. Морская авиация, как и другие виды Вооружённых сил РФ, переживала и взлёты, и не лучшие времена своего развития.

 000002

Авиация дореволюционной России в своём развитии отставала от развитых индустриальных стран Европы и США. На базе сухопутных летательных аппаратов, стали появляться аппараты и способные взлетать с плавающих аэродромов (т.е. с барж и кораблей). Сухопутные летательные аппараты имели малую дальность полётов и не могли садиться на воду. Конструкторская мысль развивалась в данном направлении – взлетать и садиться на воду. Своё начало морская авиация берёт с 28 июля 1915 года, с даты основания Офицерской школы морской авиации Отдела Воздушного Флота (ОШМ ОВФ) в Петрограде. Такие же Отделы были открыты и в Баку, Красносельске, в Гапсале (Эстония).

Одним из главных отцов –основателей Военно-Воздушного флота Российской империи был Великий князь Александр Михайлович Романов. При совместных усилиях Морского и Военного Ведомства и Отдела Воздушного Флота, при активном содействии Великого князя Романова А.М., в России было создана система подготовки кадров Военно-Морского флота. В 1916 -1917 годах лётное обучение морских авиаторов на гидропланах производилась, в основном, в офицерской Школе морской авиации (ОШМА) и её Отделениях. Технические кадры готовились в той же Школе. В начале 1917 года была организована подготовка морских лётчиков на колёсных истребителях в Красносельском Отделении Школы. За годы первой мировой войны (114-1918 года) в России было подготовлено 2000 лётчиков, включая лётчиков-наблюдателей.

В молодом Советском государстве, 15 (28) января 1918 года, был принят Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. А уже 29 января (11 февраля) 1918 года, Совет народных комиссаров принял Декрет об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Формировались регулярные авиационные части. Но после отмены чинов и единоначалия, боеспособные части создать было трудно. 18 февраля 1918 года германские войска начали наступление по всему фронту, но главным направлением был Петроград. Петроградскую (Ораниенбауме) гидроавиационную школу 09.04.1918 года пришлось, под угрозой оккупации, эвакуировать в Нижний Новгород. Остатки Бакинской авиашколы были также направлены в Нижний Новгород и соединены с Петроградской школой. Из-за нехватки самолётов, многие лётчики и механики служили рядовыми бойцами. В октябре 1920 года был утверждён уже постоянный штаб Военной школы морской авиации им. Л.Д.Троцкого (ВМША), которым были предусмотрены классы для теоретических и практических занятий по разным дисциплинам. Школа была передана в ведение Главвоздухофлота и базировалась в Самаре до декабря 1921 года, после чего она была передислоцирована в Севастополь. Здесь, с 1922 года, начнётся уже мирный этап развития школы.

В ноябре 1930 года, в Ейске, началось строительство инфраструктуры для создания лётной школы. В июле 1932 года Школа морских лётчиков и лётчиков–наблюдателей (ШМЛ и ЛН) ВВС РККА им. Сталина перебазировалась из Севастополя в г.Ейск. В Ейске были построены 2 аэродрома – сухопутный и морской. В 1933году были построены аэродромы Александровский, Кухаривский. Новощербиновский. В декабре 1934 года, было образовано первое подразделение переобучения выпускников на истребителях. А в ноябре 1935 года впервые выпускникам морским лётчикам было присвоено первое офицерское звание – лейтенант. Ейское училище готовило лётчиков, летнабов, техников, механиков. В 1937 году действовали аэродромы: Центральный (г.Ейск), морской (Ейская коса), в Кухаривки, Симоновке, Александровке. В октябре 1938 года началось поэтапная передача трёх эскадрилий в Военно-морское авиационное училище им. Ливаневского в г.Николаев. В ноябре 1939года в ВМАУ им. Ливаневского был передан весь курс летнабов и штурманов.

10 июля 1941 года ВМАУ им. Сталина перешло на новые штаты военного времени. 22 сентября 1941 года, лётное училище им. Сталина перебазировалось в г.Маздок. 27 июля 1942 года училище перебазировалось в с. Барское Куйбышевской области. 24 июля 1943 года, Высшее Военно-Морское Училище им. Сталина было награждено орденом Ленина и переименовано: Военно-морское ордена Ленина авиационное училище имени тов. Сталина (ВМОЛАУ им. Сталина).

22 октября 1943 года, после освобождение Ейска от немецко-фашистских захватчиков, началось перебазирование ВМОЛАУ им. Сталина в г.Ейск. В мае 1944 года ВМАЛАУ базировалось на аэродромах: сухопутный Центральный и морской в Ейске, сухопутные в  Кухаривке, Александровке, Симоновне, Новощербиновке. 18 декабря 1950 года в Ейском ВМОЛАУ им. Сталина были выполнены первые полёты на реактивных самолётах МиГ-15.

 pic 13

В 1951 году, из стен Ейского Высшего Училища лётчиков вышел первый выпуск техников-метеорологов. 27 июля 1956 года ВМОЛАУ им. Сталина выведено из состава ВМФ и  передано в ВВС СССР с подчинением ВВС СКВО и переименовано в Ейское ордена Ленина военное авиационное училище им. И.В.Сталина (ЕОЛВАУЛ им. Сталина). В феврале 1957 года ЕОЛВАУЛ им. Сталина произвело последний выпуск морских лётчиков.                             В мае 1959 года Училище преобразовано в высшее и переименовано: «Ейское ордена Ленина высшее военное авиационное училище лётчиков           им. И.В. Сталина. В 1964 году в училище остались 3 полка, которые базировались: 959-й Учебный авиационный полк на сухопутном аэродроме в Ейске, 801-й УАП на АС в Батайске, 963-й на АС в г.Таганроге. В 1967 году Училищу было присвоено имя космонавта В.М.Комарова и оно было переименовано в Ейское Военно-Авиационное ордена Ленина училище лётчиков имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В.М.Комарова (ЕВВАОЛУЛ им.Комарова). В 1992 году состоялся последний выпуск лётчиков с Дипломами ЕВВАОЛУЛ им.Комарова. Учащиеся следующих наборов были переведены в КВВУЛ им.Мясникова в г.Краснодаре.

    images 2                                                                     

 10 сентября 1993 года Ейское Высшее военно-авиационное училище лётчиков им. Комарова простилось с Боевым Знаменем ЕВВАОЛУЛ им.Комарова. В 1994году состоялся первый выпуск инженеров по управлению воздушным движением. В 1995 году Училище стало Филиалом Краснодарского училища лётчиков. В 2000 году Училище им. Комарова было преобразовано в Филиал ВВА им. Гагарина, но в июле 2011 года Филиал был ликвидирован. Сердюковское руководство Вооружёнными Силами России продолжалось. В сентябре 2011года Ейское училище, в очередной раз, простилось со своим Знаменем.

История Ейского Авиационного Училища – это история патриотизма, мужества и верности к Отечеству. Первые Герои СССР, первые полёты на Северный полюс, первые воздушные бомбовые удары по Берлину в годы Великой Отечественной войны были осуществлены выпускниками Ейского Авиационного училища лётчиков. В рядах космонавтов, первых палубных лётчиков были лётчики выпускники Ейского Училища.

Командованием Вооруженных Сил России в 2009 году было принято решение о формировании в Ейске Центра боевой подготовки и переучивания лётчиков морской авиации Российской Федерации. Аэродром и вся инфраструктура Ейского Авиационного училища, а главное – его музей и вековые традиции были бережно переданы морским авиаторам. Нить авиационного образования защитников Родины не оборвалась. Пусть в другой ипостаси, она продолжается на том же месте . в городе Ейске. на  берегу Азовского моря.

  IMG 0908                                В небе над Ейском в честь 100-летия Высшего авиационного училища им. И.В.Сталина.                                                                     

                                                 Выпускник Ейского Высшего Авиационного Училища лётчиков им. И.В.Сталина,                                                                                                                полковник морской авиации - Иван Мандрык.  

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Редакция «Ейская Правда»

Ответственность за достоверность публикаций
несут АВТОРЫ.
Мнение РЕДАКЦИИ невсегда совпадает с мнением АВТОРОВ.

Контакты

8 (86132) 92-8-11

7 (909) 462-98-33

vasiliy194211

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.