Образованию – новую цель

КПРФ давно говорит о пагубности системы образования, которую проводит пришедшее к власти, в результате государственного переворота, совершённого Ельциным, в девяностые годы прошлого столетия, «демократическое» правительство.

Коммунисты говорят о нецелесообразности введенного, уже в этом веке, ЕГЭ и о том, что существующая система образования деградирует подрастающее поколение. Сегодня об этом говорит и отделённая, Конституцией РФ, от государства Церковь.

По благословению епископа Ейского и Тимашевского Германа, в феврале в Тимашевске прошёл семинар «Цели и стратегии образования». Вёл его преподаватель физики, доктор педагогических наук, действительный член Российской академии социальных наук, профессор Кубанского государственного университета, Екатеринодарской духовной семинарии и высших богословских курсов Московской духовной академии Остапенко Андрей Александрович.

Раз у нас всё хорошо, как рапортуют об этом, то почему наши ученики последние годы проигрывают на международных олимпиадах? Наше образование долго ориентировалось на западные ценности, в результате многое утратило. Сейчас стало ясно, что нам не нужны западные ценности, и настало время выработки собственных путей воспитания и образования, ибо нельзя отделять одно от другого.

Российский институт стратегических исследований готовит аналитические исследования для президента России. Президентом поставлена задача перед институтом – подготовить аналитическое исследование и представить тезисный текст о происходящем на самом деле в нашей системе образования. Это может привести к долгожданным изменениям в системе современного российского образования. Несколько тезисов, которые лягут в этот документ:

Утрата высокой цели образования и подмена её суррогатом, привели систему образования к выхолащиванию содержания. Хорошая или плохая была цель советского образования, но она была. Сегодня мы имеем полную утрату цели образования. Утрата цели привела к переводу образования из стратегической цели в сферу услуг, то есть в сферу потребления, что недопустимо. А образование, как часть сферы услуг, способно лишь на воспитание потребителей.

Превращение учителя в педофицианта, совершенно уронило престиж педагогической профессии.

Последние десятилетия из системы образования был практически полностью исключён воспитательский компонент. Перевод образования на рыночные отношения привёл к тому, что главным мерилом стала эффективность. Никогда эффективность не может быть главным критерием системы образования.

Компетентизация содержания и образовательные планы свели на нет фундаментальность и энциклопедизм образования и породили утилитаризм и функционализм. То есть – воспитание человека-потребителя и человека–функцию.

Следствие сужения энциклопедического образования породило воспитание целого поколения, у которого искажено видение целостной картины мира. Это привело к процветанию лженаучных течений магии и оккультизма. Например, исчезновение астрономии привело к появлению астрологии.

Кажущееся расширение гуманитарных дисциплин в образовании было осуществлено не за счёт усиления моментов преподавания истории и литературы, а через введение с пятого класса обществоведения. В нём происходит насаждение, чуждое нашему обществу образа жизни. Установок и нравственных ценностей – толерантность, конкурентность, индивидуализм и прочее.

ЕГЭ, как форма контроля, разрушила целостность и системность мировоззрения школьников. Учитель, зная, что его учеников ждёт тестовая фрагментарная форма экзамена, натаскивает учеников именно на неё в ущерб системности и целостности знаний.

Переход на нормативно-подушное финансирование образование резко увеличил среднюю наполняемость классов, превысив все допустимые нормы.

Требование нового закона о том, что зарплата в сфере образования должна быть не ниже зарплаты в промышленной сфере, привела к массовому сокращению учителей и резкой перегрузке оставшихся. Количество учителей в Краснодарском крае, с введением новых законов, уменьшилось с 54 тысяч до 29 тысяч.

С увеличением количества школьников и одновременным сокращением учителей произошёл дисбаланс. С одной стороны – перегрузка учителей, с другой стороны – дефицит внимания ученикам со стороны учителя.

В разы выросло число чиновников, управленцев на всех уровнях. Выросшая армия управленцев в 10 -15 раз увеличила документооборот, ненужные планирования и отчётность. Одновременно, органы управления образованием фактически упразднили функции развития методического развития, заменив их функциями контроля и надзора, полностью лишив школы методической свободы.

В итоге большая часть и времени сил педагогов тратится не на работу с детьми и родителями, а на ублажение разного рода надзирателей и переписыванию сотен страниц одних и тех же текстов.

Обязательное участие в конкурсах и фестивалях, зависимость зарплаты директора школы от них привели к тому, что школы и учителя, находящиеся в постоянном процессе подготовки к разного рода аккредитациям, практически лишены возможности заниматься своим профессиональным ремеслом.

Далее в своей лекции Андрей Александрович провёл анализ основных образовательных стратегий: материалистической (советской), гуманистической (либеральной), гностической (националистической), христианской (православной). От видения изначальной природы ребёнка (никакой, хороший, злой, творение Божие) зависит и выбор образовательной системы, и результат воспитания.

Надо выбрать то лучшее, что было в системах, стоящих на традиционных нравственных ценностях. И создать систему образования и воспитания, могущую взращивать в человеке всё доброе и изживать всё дурное, что есть в нём.

Источник: газета "Колокол православия" от 10 марта 2016 года

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Редакция «Ейская Правда»

Ответственность за достоверность публикаций
несут АВТОРЫ.
Мнение РЕДАКЦИИ невсегда совпадает с мнением АВТОРОВ.

Контакты

8 (86132) 92-8-11

7 (909) 462-98-33

vasiliy194211

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.